Меню

Ученический саксофон Trevor James Alphasax

17.08.2015

Ученический саксофон Trevor James Alphasax

Если бы мне давали фунт за каждый заданный мне вопрос: "Я хочу играть на саксофоне – стоит ли начинать с кларнета?" - у меня бы уже скопилось достаточно денег для того, чтобы обеспечить себя годовым запасом односолодового виски. Ответ, конечно, "Нет" - но стоит задуматься о корнях такого предубеждения. Когда ребенок хочет научиться играть на духовом инструменте, следует практиковаться в нескольких сферах. Длины их рук и пальцев зачастую не хватает, чтобы справиться с размером стандартных инструментов, а увесистость некоторых из них представляет собой крайне важный фактор.

В отличие от струнных инструментов, которые производятся и в маленьких размерах (1/4 и 1/8), размер деревянных духовых инструментов нельзя изменить, не повлияв на их тональность. Даже медным духовым инструментам в этом смысле повезло больше – карманные трубы играют в стандартной тональности Bb, просто трубки расположены более плотно. Если вы уменьшите размер Bb-кларнета, вы получите С- или Eb-кларнет; и если С-кларнет будет звучать прилично, Eb-кларнет в руках ребенка заставит содрогнуться всех находящихся рядом.

Несмотря на это, такие инструменты являются хорошим началом для детей, вставших на путь к обучению игре на деревянных духовых инструментах, и такой опыт сослужит им хорошую службу, когда они вырастут и созреют для саксофона.

Так что можете представить, какой широкий может организоваться рынок по производству саксофона, которым можно пользоваться в раннем возрасте. "Ну-ну, - скажете вы, - А как насчет сопрано?". Да, есть такая возможность, но и здесь возникает та же проблема, что и с Eb-кларнетом – если вы не умеете на нем хорошо играть, он звучит поистине ужасно, и на нем очень тяжело интонировать. По сравнению с другими деревянными духовыми инструментами он относительно дорог, хотя в Китае производят удивительно пригодные образцы, которые вполне укладываются в бюджет студента.

Очевидно, что нельзя уменьшить размер альта, не повлияв на его тональность. Можно варьировать положение клавиш, но ведь нужно сократить вес.

Есть два способа сделать это: использовать другой материал, например, пластик, либо уменьшить количество клавиш.

Первый способ реализован в Vibratosax – полностью пластиковый саксофон, который в теории выглядит прекрасной идеей, но на практике пока не заслужил признания; а второй способ – в (Trevor James) Alphasax. Должен признать, что я всегда скептически относился к "урезанным" инструментам – мне всегда казалось, что урезание инструмента происходит так – вы берете стандартный саксофон и просто убираете из него пару клавиш. Конечно, вам нужно будет заделать получившиеся дыры, но их можно будет открыть после и вставить клавиши обратно, когда игрок с ними уже сможет справиться.

Звучит гениально, но в действительности это безумие, поскольку такое положение дел не снизит вес инструмента, к тому же это достаточно идиотский процесс, а до некоторых клавиш все равно будет тяжело достать. Так что в Alphasax есть смысл. Но хороший ли это инструмент?

Ну что ж, он определенно хорошо сконструирован.

Клапаны

Пусть у него и меньше клавиш, чем у стандартного альта, но TJ не ограничивает никаких функций. Он имеет съемный раструб, регулируемый крючок большого пальца, удобную подушку для большого пальца и кольцо. При этом они даже умудрились установить регуляторы на буферах клавиш раструба. Несмотря на легкий вес, этот инструмент был разработан специально для порой сурового использования учениками. Все становится интересней, когда мы переходим к клавиатуре; возможно, самым заметным отсутствием является отсутствие B и Bb в нижней части и F и Eb в верхней.

Менее заметным является отсутствие боковых C и нижних F# клавиш, а отсутствие верхней F означает, что нет необходимости в передней верхней клавише F; отсутствие верхней Eb – что нет необходимости в боковой верхней E. Это достаточно большое количество клавиш и фурнитуры, а поэтому сэкономлено много веса. Как и в случае с корпусом, что-то может быть урезано, но не за счет качества сборки. Клавиши хорошо сработаны, и TJ устоял от соблазна сэкономить несколько граммов, сделав тоньше клавишные рычаги. Они такие же плотные и жесткие, как и на стандартном инструменте. Еще одно доказательство – эти корпуса подходят для жесткого обращения. Примочки здесь явно выбиваются из общей картины – на главных стеках нет болтов (хотя регуляторы Bb/ G# есть), а нижние C/Eb были заменены на обычные контактные клавиши.

Насколько мне удалось заметить, подушечки весьма качественны и хорошо сработаны. Этот саксофон готов к работе сразу после того, как его достали из коробки.

Инструмент довольно симпатично лакирован, а на раструб аккуратно нанесен элегантный логотип.

Также нужно заметить, что действие обеспечивается пружинами из вороненой стали. Такая сталь сама по себе очень неплохая вещь, а при учете того, что дети, скорее всего, будут относиться к саксофону не самым бережным образом, набор пружин из нержавеющей стали – лучший выбор. Но это небольшая деталь.

А вот деталью, заслуживающей внимания, является использование псевдо-болтов. Эти болты не могут регулироваться, когда клавиатура износится, и с течением времени это может стать проблемой. К счастью, этих болтов не так и много, так что заменить их при необходимости обойдется не в такую уж и большую сумму.

Под пальцами инструмент ведет себя весьма хорошо. Клавиши расположены на средней высоте, что очень подходит молодым игрокам, и определенно, производители постарались, чтобы струны не были слишком тугими. Здесь инструмент заслуживает высшей оценки.

Расположение основных клавиш на стеке стандартно. Нет никакой необходимости менять их расположение. Однако, вспомогательные клавиши расположены с учетом небольшой руки игрока.

У меня достаточно длинные пальцы, поэтому мне было достаточно сложно попасть по нижним C/Eb – клавиша Eb не давалась мне совсем; однако, когда я немного сдвинул большой палец (чтобы симулировать руку меньшего размера) – эти клавиши оказались как раз там, где нужно.

Таким же образом клавиши раструба поначалу казались странными, но стоит немного привыкнуть и они оказываются весьма удобными. Верхняя клавиша D более или менее стандартна, но боковая Bb расположена немного ниже, чем обычно… Да, снова скидка на маленькую руку.

Как это часто случается, ко мне пришла клиентка со своим кларнетом, пока я работал над этим обзором, а вместе с ней пришел и ее 8-летний сын. Я не замедлил воспользоваться возможностью и тут же вручил ему Alphasax. Его мама была несколько ошарашена, но мальчику очень понравилось! Я видел, как его руки идеально подходили к клавиатуре. В яблочко!

Я был очень доволен результатами, а вот клиентка была не столь счастлива – девушка казалась весьма испуганной, когда я сказал мальчугану, что если он будет себя хорошо вести, он получит такой же инструмент на Новый Год. Его мама бросила на меня грозный взгляд, но было уже слишком поздно – когда они выходили из моей мастерской, я слышал, как мальчик сказал: “Мам, я хочу такой же на Новый Год!”. Я просто звезда!

Тембр Alphasax меня порядком удивил – я ожидал, что он будет достаточно яркой, но на самом деле он ближе к теплой. Это очень здорово. Большинство начинающих игроков исторгают из инструмента ужасающие звуки первые месяцы, и нет лучшего способа испортить вам обед, чем упражнения новичка на альте… Но эти теплые тона смогут сгладить эти первые неудачи.

Клапаны

Случайность или задумка? Кто знает, но это прелестный штрих.

Дуть в него тоже легко. Он не так прост в дыхании, как некоторые из альтов, попадавшихся мне в руки, но, в конце концов, простота дыхания – не всегда хорошее качество для студенческого инструмента. Небольшое сопротивление не позволит инструменту потерять свое звучание.

Я с удовольствием поиграл на этом саксофоне, но, думаю, это больше связано с малым весом – действительно замечаешь, насколько он легкий.

Что касается ровности тона – да, он очень сбалансирован, и настройка весьма проста.

Еще одна замечательная вещь, достойная упоминания – это мундштук, с лейблом TJ Esprit II by Bari. На мой вкус, он слишком тепловат (но это только порадует родителей), но дуется в него очень легко – чего не скажешь о большинстве инструментов с комплектными мундштуками.

Так к чему же привело такое урезание?

Итак, стандартный альт весит приблизительно 2,5 кг; самый легкий на рынке - Yamaha YAS275 весит 2,3 кг (столько же, сколько и Selmer MkVI). Вес Alphasax – 1,9 кг. Разница примерно в пинту молока в пластиковой бутылке – для ребенка достаточно значительный вес, особенно когда этот вес находится на его шее.

Не только саксофон обладает легким весом, - специально разработанный для него чехол тоже. Общая масса такого комплекта укладывается в какие-то жалкие 3,35 кг.

Еще со своих школьных лет я помню, что непросто таскать с собой стандартный альт, но с этим справится даже самый худой ученик в классе.

Конечно, от такого легковесного кейса нельзя ожидать много места внутри, однако снаружи имеется карман для всех ваших полезных мелочей.

Да, это все добавляет привлекательности Alphasax. Давайте остановимся подробней на его достоинствах и недостатках:

Как и было упомянуто, вес инструмента – его главное достоинство. У этого инструмента нет конкурентов по весу. Специально разработанная клавиатура – тоже огромный плюс: вы просто не заметите разницы со стандартным саксофоном, если у вас небольшие руки.

Это качественный продукт – высокое качество сборки, противоударность.Это Eb-альт – не выше тональностью.

Цена может показаться вполне умеренной, но, тем не менее, это не бюджетный инструмент. Он хорошо сработан, хорошо настроен и хорошо играет. Дешевый китайский инструмент может стоить в два раза меньше, но он будет тяжелее (а также хуже сработан) и его модификация не сильно изменит его вес. По этой причине Alphasax уготовлен здоровый рынок перепродажи – всегда будет достаточное количество юных игроков, желающих научиться играть на саксофоне, так что, если вы не довели инструмент до убийственного состояния, вы сможете перепродать его (и в короткие сроки, я думаю).

Ограниченное количество нот тоже небольшая проблема. Целевая аудитория – 1-3 классы, а таким игрокам не требуются ноты, которых нет на Alphasax. После третьего класса эти игроки созреют и для полноценного саксофона. Музыки, которая вписывается в этот диапазон, предостаточно – даже на джазовых вечерах я играл композиции, в которых я не поднимался выше D или ниже С.

Кейс и саксофон Trevor James Alphasax

Нестандартная клавиатура тоже не представляет собой большой проблемы – игрок, меняющий саксофон одного бренда на другой, тоже привыкает к немного иной клавиатуре.

Я заметил ограничения, которые испытал по причине длинных пальцев, так что к тому времени, когда игрок будет готов идти дальше, это будет казаться естественным процессом.

Я бы сказал, что в упрощении клавиатуры есть некоторый смысл. Я очень хорошо помню, когда я впервые нажимал на кнопки саксофона и думал, смогу ли я вообще когда-нибудь справиться с ними со всеми… Сейчас, конечно, мне по зубам и большее количество…

Что касается кларнета – кларнет остается кларнетом. Ничего личного, но когда ребенок хочет научиться играть на саксофоне, а ему в руки дают кларнет, это сродни тому, когда вы просите у бармена бокал белого вина, а он приносит вам кружку пива. Не думаю, что многие люди будут спорить с тем, что на саксофоне гораздо проще научиться играть, чем на кларнете и гораздо приятней. А это тоже важно, вы же знаете. Если я сейчас невзначай обидел кларнетистов, позвольте мне добавить, что когда ребенок обуздает саксофон, ему будет гораздо проще применить свои навыки на кларнете.

Итак, начав данный обзор со здоровой долей скептицизма, я с радостью заявляю о том, что переменил свое мнение. Да, это значительное вложение для инструмента, из которого вырастаешь, но его перепродажная цена сбалансирует ваши затраты. Кроме того, я не могу привести никаких других существенных недостатков. Абсолютное преимущество Alphasax – это то, что такой саксофон сократит обучение игре на саксофоне на пару лет точно, и я от всего сердца рекомендую его вам. Что уж говорить о прочих его несомненных достоинствах.

Стивен Говард

Назад к списку новостей