Меню

Что думают молодые музыканты о качестве фортепиано

21.12.2009

Что думают молодые музыканты о качестве фортепиано

Андрей Бараненко — молодой, но подающий большие надежды пианист, студент II курса Санкт-Петербургской консерва­тории им. Н. А. Римского-Корсакова —делится своей точкой зрения на роя­ли, чем мы не преминули воспользоваться.

— Андрей, расскажите немного о себе и своих заслугах на музыкальном поприще.

— Я учусь в консерватории, являюсь лауреатом международных конкурсов пианистов, стипендиатом Международного фонда Владимира Крайнева, стипендиатом Министерства Культуры России, награждён медалью за особый вклад в развитие Кузбаса III степени и грандом Президента РФ... Веду активную концертную деятельность в России и в Европе с сольными концертами, выступаю с различными симфоническими оркестрами как солист. Помимо этого, я преподаю фортепиано у детей.

— Дома у Вас стоит рояль или пианино?

— У меня два кабинетных рояля. Любимый — Petrof. Это инструмент 1986 года выпуска. Он обладает замечательными звуковыми и внешними качествами. Устраивает всем! У Petrof'a — именно кабинетного — особенный лирический звук и мягкий тембр. Вообще, большие концертные рояли Petrof встречаются реже, чем, например, те же Steinway и Yamaha. Мой Petrof замечательно подходит для домашних занятий и для камерных залов. Новый Petrof сейчас стоит порядка 500 000 рублей. Второй мой рояль — кабинетный «Красный Октябрь» 1956 года выпуска. Я приобрёл его в прошлом году в Питере за символическую цену — 10 000 рублей.

— Какие рояли, по-Вашему, наиболее пригодны для концертной деятельности?

— Вообще, пианисты — самые приспособляющиеся существа на свете. Например, те же струнники или духовики возят с собой инструменты, поскольку размеры позволяют. А пианисты же вынуждены играть на том инструменте, который организаторы концерта предоставят. Если говорить о моих личных предпочтениях — мне больше всего нравится Steinway & Sons. Он обладает неповторимым тембром, красочностью звучания, ровностью звука, верхний регистр «хрустальный» по звучанию. Но не каждый пианист сможет на нём играть. Чтобы он зазвучал со всей глубиной, нужны цепкие и сильные пальцы, необходимо очень хорошо интонировать звук. Стоит Steinway порядка 125-130 тысяч евро.

— А помимо Steinway?

— Ещё я очень люблю немецкий рояль фирмы C.Bechstein. Фирмы C.Bechstein и Steinway были основаны в 1853 году, одна — в Берлине, другая — в Нью-Йорке. Bechstein — это замечательные инструменты, они имеют, конечно, различия с «американцем Стеном». В основном, дело в звуке. У обоих он изумительный, но у каждого свой эксклюзивный тембр. Я считаю, что это рояли всех времён и народов, они обычно встречаются на больших концертных площадках. Цена на такой рояль — 100 тысяч евро.

— Если отвлечься от цены, Вы предпочли бы старинный или современный инструмент?

— Между этими понятиями очень сложная грань. Ведь есть те же Bechstein или Steinway довоенного времени, с резными ножками... Если их грамотно настроить, то звучат они по-особенному хорошо. Или мой каби­нетный «Красный Октябрь» (нынешний Becker) — он до сих пор в очень хорошем состоянии. А вот более новые рояли этой фирмы я не люблю — быстро расстраиваются и звучат как плохая балалайка. Множество старинных инструментов я видел и в Европе, и у нас ещё «прямострунки» и без «двойной репетиции». Многие, конечно, восстанавливают, на многих можно играть, но учитывая возраст... Играть можно инструментальные произведения Баха или изысканные произведения Моцарта, а, скажем, Рахманинова или Листа с их мощной фактурой не поиграешь на таких. Старинный рояль — всегда эксклюзив, но для больших концертов они не подходят.

— Рояли/пианино каких фирм, помимо Bechstein и Steinway, Вы считаете качественными?

— Пианино Petrof — возраст не имеет значения, но, пожалуй, лучше новые. «Красный Октябрь» — чем старше, тем лучше. Многие любят Besendorfer или Yamaha с Kawai — их я все, конечно, в силу фирмы и качества, уважаю, но не люблю. Besendorfer по звуку гулкий очень. «Японцы», конечно, очень звонкие и лёгкие, но, я считаю, надо «пахать», как на Steinway и Bechstein, ведь эта лёгкость и есть недостаток — невозможно полностью отобразить яркость красок и глубину тембра.

— Какие инструменты, напротив, не отличаются качеством?

— Как это ни обидно, но ещё советские ранние инструменты типа «Октября» были куда нишло, но чем дальше — тем хуже... Не люблю Blutner и August Forester. Но это мое мнение, и оно не означает, что они некачественные. Есть фанаты этих фирм. Всё зависит от состояния, возраста, обслуживания и эксплуатации инструмента.

Есть ещё Fazioli — скажу одно: кроме феноменальной стои­мости (дороже всех в мире) там нет ничего хорошего и уникального. Человек до этого произво­дил яхты, потом решил делать рояли... Есть ещё всякие навороты — типа Shimmel — корпус из прозрачного пластика и оргстекла вместо дерева — но это так, для ценителей. Электронные рояли и пианино я не воспринимаю вообще...

— Если Вы решите приобретать инструмент, где Вы будете его покупать?

— В фирменном салоне, или буду заказывать из-за границы через дилера — если денег будет много. Свой же инструмент я нашёл восемь лет назад в неработающем Доме культуры. Как он там выжил в таком холоде — я удивляюсь. Для занятий же я посоветую, если у Вас ограниченные возможности по финансам — покупайте «подержанные иномарки». Или, если Вы хотите совершенно новый инструмент — кабинетные небольшие, но хорошие рояли.

— Куда обратитесь, если с инструментом возникнут проблемы?

— В нашем городе всего три-четыре профессионала своего дела. Все многочисленные объявления «настройка пианино» означают, что человек купил ключ и считает себя настройщиком — в этом и беда. Я же сотрудничаю уже почти пять лет с настоящим профессионалом своего дела — Сергеем Алексеевичем Кравченко.

Беседовала Ирина ИВАНОВА

по материалам журнала "Петербургский музыкант"

Назад к списку новостей